АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПО КРЕНУ

6.2.1. Демпферы крена

Устройство и работа. Необходимость демпфирования колебаний по.. крену возникает при непроизвольном отклонении самолета от исходного ‘ режима под действием внешних возмущений или при маневре в горизон — ’ тальной плоскости. Если самолет обладает недостаточной степенью попе­речной статической устойчивости по скорости крена, а также проявляется. колебательность движения самолета по крену, необходимо обеспечить принудительное демпфирование. В режиме ручного (штурвального) управ­ления пилот наблюдает за изменением угла крена по указателю авиагори­зонта и воздействует на штурвал при возникновении колебаний таким образом, чтобы отклонение элеронов противодействовало этим колебани­ям. Для освобождения пилота от решения этой задачи служат демпферы; крена.

Демпфер крена (ДК) — средство автоматического управления, обеспечи­вающее демпфирование колебаний самолета по крену на всех этапах полета путем отклонения элеронов при возникновении угловой скорости крена. ‘

Простейший демпфер крена реализует следующий закон управления элеронами:

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПО КРЕНУ(6.51);

где Дб"*- автоматическое отклонение элеронов демпфером крена от балансировоч­ного положения; — передаточный коэффициент по угловой скорости крена, пока­зывающий, на каксШ угол должны отклониться элероны при изменении угловой скорости крена на Г/с (1 рад/с).

Другими словами, отклонение элеронов демпфером крена пропорцио­нально угловой скорости крена.

Демпферы крена используют на самолетах с бустерной или электродис­танционной системой управления элеронами. Их рулевые агрегаты вклю­чают в проводку управления по последовательной схеме, тогда общее отклонение элеронов от балансировочного положения Д5Э равно сумме ручного отклонения элеронов пилотом посредством баранки штурвала Д8? и автоматического отклонения демпфером крена: ‘

Функциональная схема аналогового демпфера крена аналогична схеме демпфера тангажа (рис. 6.6). Отклонение элеронов Д5£ создается пилотом путем перемещения баранки штурвала (БШ) на величину Ах, от балансиро­вочного положения. С помощью дифференциальной качалки осуществляет­ся суммирование этого сигнала с управляющим сигналом демпфера крена Д5,к. Рулевой привод элеронов РП8Э формирует отклонение элеронов.

Работа демпфера крена аналогична работе демпфера тангажа, с той разницей, что при возникновении угловой скорости крена ю, датчик ДУС вырабатывает электрический сигнал іц, пропорциональный этой скорости. Вычислитель В вырабатывает управляющий сигнал ив согласно закону управления (6.47). Сервопривод преобразует этот сигнал в перемещение штока рулевого агрегата элеронов А8 ?Е.

Влияние демпферов крена на поперечную устойчивость и управляемость. Покажем, что с помощью демпфера крена улучшается степень поперечной статической устойчивости самолета т“*. При отклонении элеронов демпфе­ром появляется приращение коэффициента момента крена

Дтх = тх’ Д5“ = тх’ си,. (6.53)

Возьмем частную производную ‘выражения (6.53) по угловой скорости сох: ^

Дш”‘ = kMx тх’. (6.54)

Следовательно, при включенном демпфере крена:

(шх ) = тх + :кШх тх. (6.55)

|(m“‘f |>|m“v|, (6.56)

что доказывает повышение статической устойчивости бокового движения.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПО КРЕНУ

Рис. 6.6. Функциональная схема аналогового демпфера крена

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ ПО КРЕНУ

Рис. 6.7. Переходные процессы в контуре угловой скорости крена и угла крена при отклонении пилотом элеронов: а-свободный самолет; б-при включенном демпфере крена

Убедимся в том, что с помощью демпфера крена улучшается динамиче­ская устойчивость бокового движения. На рис. 6.7 показаны переходные процессы, возникающие в результате ступенчатого отклонения пилотом элеронов на угол Д5 ?. Демпфер крена уменьшает постоянную времени по угловой скорости крена Т™ < ТИх. Однако так как отклонение элеронов демпфером Д5,к вычитается из отклонения элеронов пилотом Д5£, общее отклонение элеронов Д5Э становится меньше. Это приводит к уменьшению установившегося значения угловой скорости крена (coJK)yCr по сравнению с управлением без демпфера, т. е. эффективность управления элеронами от штурвала уменьшается. Это является основным недостатком демпфера крена.

Управление элеронами пропорционально угловому ускорению крена в демпферах крена распространения не получило. Это объясняется тем, что такой демпфер крена, увеличивая эффективность поперечного управления, уменьшает демпфирование боковых колебаний.